ФЭНДОМ

В Туапсинском районе на сегодняшний день сохранилось порядка 400 дольменов. Абсолютное большинство туапсинских дольменов относится к так называемому плиточному типу. Они сложены из больших каменных плит, четыре из которых установлены вертикально и перекрыты пятой плитой, образующей крышу каменной коробки или камеры дольмена. Передняя плита всегда выше задней, так что плита, образующая крышу, наклонена назад. Плиты очень тщательно подогнаны друг к другу при помощи специальных пазов и выступов. В передней плите дольмена имеется небольшое отверстие круглой, овальной или более сложной формы (археологи называют его "лаз"). Иногда имеется шестая плита, образующая пол дольменной камеры, но чаще дольмен устанавливался прямо на почву или же на специальные камни ("пяточные").

Маршрут "Водопады реки Дедеркой - дольмены Туапсе" Править

Маршрут начинается на конечной остановке автобуса N10 в пос. Каменный Карьер. Ваш путь лежит по долине ручья Вторая Каштановая щель через перевал в бассейн реки Дедеркой. Проходите вперед вдоль шоссе 700 метров, переходите через р.Туапсе по бетонному мосту и через 100 метров против входа на территорию очистных сооружений начинается лесная тропа.

Через километр подъема выходим на перевал с абсолютной высотой 360 м, с него, продолжая прежнее направление движения, спускаемся по дороге прямо к домам, расположенным на ступени сейсмогравитационного срыва. Здесь в течение двадцати лет на месте бывшего поселка Пасека располагался Приматологический заказник Академии медицинских наук с четырьмя сотнями обезьян (павиан-гамадрилов). Сейчас на месте, где базировались сотрудники заказника, создано крестьянское хозяйство.

Обойдите дома возрождающегося поселка справа по дороге и спускайтесь по ней в долину р. Дедеркой. Название реки происходит от искаженных адыгейских слов: "дыдыр" - родовое имя и "куай" - балка, то есть "балка, в которой жил Дыдыр".

Через полтора километра от перевала вы - на слиянии двух составляющих рек Западного и Восточного Дедеркоев. На одинаковом расстоянии от слияния, около километра вверх по Восточному Дедеркою и вниз по основному, вас встретят красивые 7-миметровые водопады. Верхний ниспадает по пластам известняка в обрамлении плюща, нижний - в хаотическом нагромождении глыб песчаника. Под обоими водопадами - чистые каменные ванны для купания, вокруг удобные места для обеденного бивака.

Вернуться можно через знакомый перевал, на нем повернуть налево, по тропе, а потом по дороге выходите к дольмену. Он выдолблен из цельного камня, полупогружен в землю, крыша не сохранилась. Справа от тропы еще два дольмена. Через триста метров перед началом затяжного спуска есть старая дорога на водораздельный между Первой и Второй Каштановыми щелями хребет. По ней поднимаетесь на хребет и идете по нему в северо-западном направлении. По тропке спускаетесь к памятнику природы - "Скале Соревновательной". В сплошных нагромождениях крупных блоков песчаника, возвышается 16-тиметровая абсолютно вертикальная стена, представляющая собой скол пластов кварц-глауконитового песчаника. На этих скалах выросло уже не одно поколение туапсинских альпинистов, скалолазов, горных туристов.

Крутой спуск по каштаннику займет минут 10-15. На другой стороне знакомая остановка автобуса N10.

Ссылки Править